М  Б  О  У   В Я Ж И Н С К А Я    О  О  Ш

 
  РегистрацияВыходВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ
РОДИТЕЛЯМ И УЧЕНИКАМ
ВЫПУСКНИКАМ
НОВОСТИ
Наш опрос
Ваше мнение о школьной форме
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Из истории школы
Немного из истории школы!
 
        Небольшой казачий хутор Вяжа расположен на севере Кашарского района Ростовской области.
         О дате основания хутора исторических материалов не найдено, но  из рассказов старожилов известно , что он имеет различные версии происхождения и одна из них -  после Азовского похода 1696 года Петр первый пожаловал земли отважному казаку Егорову в верховьях реки Ольховой. С течением времени здесь уже проживали семьи Некрасовых, Бирюковых – свободных и вольных людей. Казаки прививали с малых лет своим детям дисциплинированность, доброту, особое внимание уделялось физическому совершенству и образованию. Этому способствовали условия проживания и военная служба казаков.
 
        Церковно — приходская школа.
        Сведения о существовании школы в девятнадцатом веке в нашем хуторе были найдены в Ростовском областном архиве учителем истории Кашарской средней школы Пасиковым Ю.А. Из документа мы узнаем, что во второй половине 19 века в хуторе Вяжа имеется церковно- приходская школа, а вот в соседнем казачьем хуторе Ольховый школы нет и ольховцы хотят закрыть школу в Вяже, а открыть ее в своем хуторе. Тяжба идет несколько лет, протекает ссорами и драками между ольховцами и вяжинцами. Войсковые власти переносят церковно- приходскую школу в хутор Ольховый, а в хуторе Вяжа открывают училище.
         Из описаний в документах и сохранившихся воспоминаний старожилов наших хуторов мы узнаем: Верхняя церковно – приходская школа находилась около церкви, зданием школы служила просторная срубленная изба, около школы находился школьный сад; территория школы, и сада была огорожена каменным забором. Верхнюю церковно-приходскую школу посещали дети хутора Вяжа и хутора Ольховый. В начале 20 века, в1918 году, школа переименовывается в Вяжинскую начальную школу, приезжают работать в школу Бесчетнов Аким Иванович – заведующий и учитель начальных классов – Бесчетная Вера Даниловна.
        В 1926 году они уезжают из хутора по семейным обстоятельствам. В школу приезжают новые учителя. Многие жители наших хуторов рассказывая о развитии образования, о профессии учитель, выделяя учителя, директора, командира, человека труженика – Мамлеева Ефима Ефимовича.
        Ефим Ефимович в годы Гражданской войны был командиром в Красной Армии. Военные действия велись на территории нынешнего Кашарского района с бандами Махно, Курочкина. В одном из сражений он был тяжело ранен. Проходя через хутор Вяжа, отряд вынужден был оставить раненого командира в одной из семей (Рыльщиковых).Рискуя жизнью, хозяин дома сберег красного командира и выходил его после ранения. С окончанием Гражданской войны Ефим Ефимович возвращается в хутор и, женившись на Рыльщиковой Н.М., остается здесь на долгие годы, работая в школе учителем  истории и географии.
       В суровое время для нашей страны, с началом Великой Отечественной войны Мамлеев вместе с другими учителями: Рыльщиков, Ткаченко, Васильченко – уходят на фронт.Возвращается Ефим Ефимович с войны в звании капитана и как  прежде верен своей профессии. Он учит вяжинцев любить свою Родину, любить свою землю и людей, на ней живущих. Свои знания умения он передал молодым поколениям. 26 лет Мамлеев Ефим Ефимович возглавлял Вяжинскую школу.
       В 1933 -1934 учебном году в хуторе открывается 5 класс. В связи с этим приезжают новые учителя : Лазарева Л.К. – ведет русский язык и литературу, Гребенникова Л. В. – немецкий язык и биологию, Кушнарев – начальные классы, в этом же году возвращается работать в школу Бесчетнова В.Д.
       В 1936-1937 учебном году Вяжинская начальная школа преобразовывается в семилетнюю. Прибыли на работу Ткаченко Иван Яковлевич, Васильченко Матвей Трофимович и другие. С уходом на фронт в 1941 году многих учителей директором школы назначена Ушакова О.Митроф.
      В 1943 году – директором школы Хоршев Александр Иванович.
      В 1944 году ввиду ранения возвратился с фронта Мамлеев Е.Е. и был вновь назначен директором. В этой должности он работал до ухода на пенсию, 1952. В годы Отечественной войны центр хутора Вяжа почти весь сгорел. И в послевоенные годы он переносится, в сязи с этим и переносится здание школы. В школу придут новые учителя: Илющихина А.М. – учитель русского языка и литературы, Аббалова В.И. – учитель математики, Брехов Г.Г. – учитель истории. Учителя в школе не задерживались на долгие годы, так как после окончания учебных заведений ехали по распределению и, отработав положенный срок, уезжали к себе домой. Прибывшие учителя становились на квартиры у Гладкова Я.П и других жителей хутора. Из восспоминаний местных жителей можно судить, что несмотря на текучесть кадров,  коллектив был очень дружный.
 
      Вяжинская 8-летняя школа в 60-70 годы 20 века. 
      
      На территории нынешнего школьного двора в 60- годы находилось два школьных здания. Постройки были, как и по всей Вяже, саманные. Одно из них было перестроено под школу из простой срубленной избы. Отопление всюду было печное. Классные комнаты регулярно белились. Следили за чистотой помещения технички и учащиеся – дежурные по классу. Школа была 8- летняя. Четырехклассное начальное образование. Каждый классный коллектив закреплялся за одной классной комнатой. В этой комнате проходили все уроки. В классах занималось по 15 – 20 человек. Ученики данных лет отмечаются скромностью, хотя в учебе и в поведении были разные. В вяжинской восьмилетней школе была пионерская и комсомольская организации. Каждый класс представлял собой отряд, он делился на звенья ; по 5-6 человек, во главе звена стоял звеньевой . во главе отряда – председатель. У младших школьников – октябрят также класс делился на звездочки. Возглавлял все отряды совет дружины. Пионерская и комсомольская организации направляли работу отрядов на обучение и воспитание учащихся. Очень тщательно следили за успеваемостью, дисциплиной. Не выполнявших Устав организации исключали из ее отрядов. В школе был учебный комитет. Все вопросы по учебе учащихся разбирались на заседаниях учебного комитета. Большая работа со слабоуспевающими проводилась самими звеньевыми отряда, в каждом классе работали и группы взаимопомощи. Регулярно после уроков (еженедельно) проводился отчет о проделанной работе председателя совета отряда, звеньевых.
       Несмотря на все неудобства: не хватало учебников, писали чернильными перьями, не осуществлялся подвоз учеников, не было организовано питание, не было кабинетной системы, занятия физической культурой проходили только на улице – успеваемость, качество полученных знаний были лучше. Само отношение учеников к школе, к своему труду было добросовестней, ответственней. С утра до вечера не утихал шум в школе. С окончанием уроков каждый ученик находил дело по душе. Одни классы проводили спортивные соревнования, другие готовились к праздникам, третьи помогали хуторянам в наведении порядка на улицах, дворах.
     Дружными были коллективы в Вяжинской восьмилетней школе. Из воспоминаний Егоровой Л.В.
     В 1949 году Лидия Васильевна заканчивает педагогический институт. По распределению ее должны направить в некий хутор Вяжа. Прислушавшись к совету преподавателей, она посылает письмо в хутор на имя директора, с целью узнать есть ли место математика в школе и  что собой представляет хутор. Очень быстро пришел ответ, директор школы Е.Е. Мамлеев очень подробно описал местность, школу и пригласил Лидию Васильевну в школу на работу. Так, с 50 года Егорова Л.В. начала свою педагогическую деятельность в качестве учителя математики. Более 30 лет Лидия Васильевна проработала в школе. Работала она учителем математики, завучем школы, директором школы.
     Всю свою жизнь Егорова Л.В. посвятила воспитанию детей. Много интересных фактов сохранилось в ее памяти: разговоры – беседы с нарушителями дисциплины, любовь к знаниям Илющихиной , Сетраковой Светланы. Но больше всего ей запомнился праздник «Новая школа».
    С 1967 года началось строительство новой школы. В канун Нового 1975 года здание школы было сдано в эксплуатацию. В честь этого события в школе проводился грандиозный праздник. В нем участвовали учителя школы, учащиеся, председатель колхоза П.П.Яценко, правление колхоза «Родина». На празднике звучало много благодарных, теплых слов В адрес Петра Петровича Яценко и всех строителей школы. Учащиеся школы и учителя подготовили концерт художественной самодеятельности.
 
 "Это надо же так в свою школу влюбиться…  Время выбрало нас зажигать души – свечи…»
     Эти строки из песни очень точно говорят о предназначении учителя. В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, была чем – то большим, чем просто образовательное учреждение. Школьное учреждение призвано дать человеку разностороннюю подготовку к жизни во всех ее проявлениях, а главное – подготовить его к творческому отношению к окружающей действительности, привить умение адаптироваться к стремительным изменениям жизни. Эти задачи возложены на учителя и, конечно же, на творческого руководителя. К таким мы можем отнести директора школы Александру Филипповну Титову.
     Она тоже из здешних мест-с хутора Титова (село Каменка Кашарского района). Когда приехала после педагогического института в Вяжу, её сразу признали своей. Избрали вскоре освобожденным секретарем колхозного парткома. 7 лет руководила она партийной организацией, а когда начало пошаливать от бесконечных забот здоровье, попросила перевести её снова в школу. Просьбу удовлетворили, но оставили её все-таки первым заместителем нового секретаря. Наверное, была от этого обоюдная польза и для школы, и для колхоза. Колхоз стал лучше знать, в чем нуждается школа, а школа в свою очередь, еще ближе подружилась с производством: на прополке, на заготовке кормов, на всех других колхозных работах ученики и учителя были не последними.
      Тридцать четыре года трудится в школе Александра Филипповна, 27 из них она директор. Трудно определить, где начинаются, где кончаются директорские заботы. Это и обязанность – умело направить работу педагогического коллектива. Двенадцать учителей, директор, 131 ученик в школе. Вместе – это большой, дружный коллектив. «Вчера Александра Филипповна опять засиделась в школе дотемна. Готовилась к совещанию: закончился первый учебный месяц. Просмотрела накопляемость оценок. А уроки! Обратить внимание учителей на индивидуальную работу с теми учащимися, которым учеба дается трудно…» (Газета «Слава труду» от 04.10.1986г №116 «Директор».
 
 
      Школа для нее была и вторым домом, и огромной частью её жизни. Сколько выпускников школы тех лет до сих пор вспоминают о ней с теплом! «Оказывается, в школе нынче особое внимание обращено на развитие в детях самостоятельности, инициативы, творческих начал, ответственности. Одна из дорожек на этом пути – учком, школьное самоуправление. На это был сделан основной упор. «Не забывайте меня приглашать на свои мероприятия, ребята»,- так скажет директор на одном из заседаний учкома. Доверие окрыляет ребят. Вот только одно из многих дельных учкомовских решений - всем вместе бороться за школу образцового порядка. Инициатива поступила от ребят, наверное, потому подход к выполнению намеченного стал не формальным, а что называется деловым. Развернуто соревнование. Еженедельно на линейках учком подводит его итоги по пяти пунктам. Официальное приглашение получает директор…» (Газета «Слава труду» от 04.10.1986г №116 «Директор». «…Какое огромное место в ее жизни занимала школа и учительство. Я когда, после ее ухода из жизни, разбирала ее архив, была поражена его учебной частью! Какие планы уроков! Методический материал к ним, иллюстрации из первоисточников и пр. Я сама по первой профессии преподаватель, поэтому живо представила себе какой титанический труд стоит за этими бумажками. И это в то время, когда она была уже зрелым, многоопытным учителем…» (Из воспоминаний дочери Галины Титовой)
    Работа директора и учителя -это трудная, но интересная работа, она поглощает человека целиком и требует отдачи сил. И только совместными усилиями можно преодолеть все трудности.
       К таким мы относим наших коллег, ветеранов педагогического труда, сельского учителя, человека, посвятившего всю трудовую деятельность образованию и воспитанию детей - это Бирюков Николай Александрович, Бирюкова Любовь Николаевна, Симонова Александра Кондратьевна, Вологина Любовь Ивановна и другие.
      
           
 
                                       
 
    
      Каждый из них имеет педагогический стаж более 30 лет, они проработали в одном учреждении все эти годы, запись в трудовой книжке гласит: « Принята учителем русского языка и литературы в Вяжинскую 8-летнюю школу, 1971 год; принята на должность учителя начальных классов, 1968 год; учитель физкультуры 1971 год; учитель немецкого языка, 1964 год».
     Изо дня в день, из года в год они сеяли доброе, светлое. В нашем хуторе о них отзываются с большой любовью и теплотой бывшие ученики, их родители, коллеги. Они чутки, отзывчивые, надежные друзья и товарищи. И это не лесть, а заслуженный отзыв за их добросовестный труд. Кто в нашем районе не знает, что визитная карточка Вяжи – это футбол. Любимым школьным предметом как для учителя Бирюкова Николая Александровича, так и для его учеников была физическая культура.
     Уроки физры ( так учащиеся называют уроки физической культуры), спортивные секции, различные соревнования с особой любовью посещали взрослые и дети. Во время школьной перемены ненавязчивая беседа об очередных олимпийских играх, о пользе для здоровья утренней зарядки, а вот и следующий совет как обыграть противника, что нужно отработать волейболисту, футболисту. Ученики толпой ходили за учителем, его душевная доброта, отзывчивость притягивала детвору. Любовь к спорту передается из поколения в поколение и пример тому семейные династии футболистов: Егоровы Вячеслав и его сын, Коноваловы, Добродеевы, Бирюковы и другие. В настояшее время нет в живых Бирюкова Николая Александровича, но его дело продолжают его ученики. Творческий учитель всегда найдет ключик к сердцу любого ученика.
       Таким учителем Вяжинской школы была Любовь Николаевна Бирюкова. Увлеченная театром, она на протяжении всей школьной трудовой деятельности вела драматический кружок.
  
 
      Ее воспитанники неоднократно занимали районные призовые места за театральные постановки, сама Любовь Николаевна, обладавшая актерскими способностями,являлась участником художественной самодеятельности хутора Вяжа. Ее уроки, внеклассные мероприятия помнят все выпускники нашей школы. И с особой искренностью рассказывают о них нынешним школьникам. Ее уроки дарили добрые чувства и прочные привязанности, открывали уверенную дорогу в большой мир.
 
    
 
     Прочные знания по предмету, умение работать и жить,быть верными школьной дружбе, учила своих воспитанников Симонова Александра Кондратьевна. 43 года, педагогический стаж учителя немецкого языка Вяжинской школы .
 
 «Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится.
Это надо же так в свою школу влюбится.
Где бумаг виражи, и программы, и планы.
Разумеется, здесь и проходит вся жизнь, А ведь это немало.»
 
Многие малыши, придя в школу, обретали вторую маму, первую учительницу — Вологину Любовь Ивановну. Читать и писать, рисовать и красиво петь, считать и танцевать, любить мир, быть дружными и отзывчивыми учила своих воспитанников она. И в каждом из них есть частичка ее доброты, честности, порядочности.
   Школа — это второй наш дом.
   И этим домом долгое время руководил Кузнецов Николай Сергеевич-директор школы. Все, что сделано в школе, это все сделано его хозяйственными руками. Это человек, который может разрулить любую сложившуюся ситуацию, очень эрудированный, грамотный, добрый. Все дети и его очень любят и не одно поколение учащихся он выпустил из стен родной школы.
 
     Бессменыым помощником, правой рукой была для Николая Сергеевича заметитель директора по учебной работе Мархотко Вера Афанасьевна. С 1989 года и по 2005 год она проработала в школе учителем истории и обществознания,  завучем. Ни разу мы не услышали плохого слова от учителей, детей, родителей о Вере Афанасьевне. Это человек с большой буквы.
       Огромный опыт наших ветеранов педагогического труда переняло новое поколение вяжинских учителей. В настоящее время в нем работает полколлектива бывших учеников школы. Это - учитель физкультуры Хмара Андрей Юрьевич, учитель ОБЖ — Бабкин Виктор Николаевич, учитель русского языка — Овчаренко Евгения Александровна, учитель математики — Еловских Анна Викторовна. 
  
 
 
    С 01.02.2012г.  директор школы - Хоршева Светлана Николаевна.
    Кузнецов Николай Сергеевич стал директорм Верхнемакеевской СОШ.
 
Призвание быть учителем заложено у них с детства, - это зов судьбы, никуда от нее не уйдешь.
Школа — лицо общества, жизни.
Нелегко в жизни — трудно школе.
Верится в то, что они продолжат традиции своих учителей.
«Время выбрало нас.
 Зажигать души — свечи.
Пусть учительский вальс не кончается вечно.»
 
Материал подготовила учитель истории Кузнецова Наталья Николаевна.
 
 
 
             
 
 
 
 
 
 
 
             
 
                                 
 
 
               
                            
       
 
 
Copyright MyCorp © 2024
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В МБОУ ВЯЖИНСКОЙ ООШ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
  • ВАЖНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
    • Сайт Минобрнауки РФ
    • Сайт Минобрнауки Ростовской области
    • Официальный интернет-портал правовой информации
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • ЕДИНОЕ ОКНО доступа к информационным ресурсам
    • ГОСУСЛУГИ
    • ЕДИНАЯ коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Российское образование.Федеральный портал
    • Поиск
      Сайт создан в системе uCoz