М  Б  О  У   В Я Ж И Н С К А Я    О  О  Ш

 
  РегистрацияВыходВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ
РОДИТЕЛЯМ И УЧЕНИКАМ
ВЫПУСКНИКАМ
НОВОСТИ
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Советы родителям по развитию речи ребенка
Памятка по развитию речи ребенка
Следует помнить!
       В младенчестве закладывается речевой опыт ребенка. Первое появление речи – это КРИК. Крик играет роль тренировки голоса и является первым средством общения с матерью, т.к. посредством крика ребенок вызывает появление матери, а с ней и приятные ощущения.
      3 недели – 1 месяц жизни. Ребенок начинает реагировать на прикосновение матери, яркий свет, звуки. Возникает реакция сосредоточения на голосе взрослого. Ребенок начинает различать интонации взрослых.
      1 – 2 месяца жизни. На рубеже 1-2 месяцев, при первых проявлениях радости, у младенца возникают короткие звуки вроде «гы», «кхы» ( так называемое «гуканье»), часто сопровождаемое появлением пузырей.
     2 – 3 месяцы жизни. Ребенок начинает акцентировать взгляд на голосе взрослого и проявлять ответную эмоциональную реакцию, возникает геление. Гуление – это произношение звуковых комплексов, состоящих из протяжных звуков (а-а-а,агу, агы, бу, бум-бу) и т.д. В процессе гуления происходит подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков, и одновременно запускается процесс развития понимания речи. Стадия гуления носит врожденный характер. Гуление наблюдается и у глухих детей.
      Следует помнить!
      · Слуховое и зрительное сосредоточение у ребенка развивается в том случае, если малыш постоянно слушает речь взрослого, видит его.
      · Во время бодрствования ребенок должен слышать обращенную к нему речь.
      · В результате пока еще одностороннего общения со взрослыми, ребенок начинает различать голоса близких людей, приучается различать имена, свое имя, а затем и отзываться на него.
     4 месяц жизни. В этот период жизни ребенок произносит звукосочетания, тянет звуки. Эти звукосочетания даже невозможно воспроизвести.
     5 месяц жизни. Ребенок, в ответ на обращенную к нему речь, дает ответную голосовую реакцию, он певуче гулит с цепочками звуков (мА-а ба-а, па-па). На основе самоподражания звуки повторяются. Ребенок вступает в стадию лепета.
     6-8 месяцы жизни У ребенка появляется первая форма проявления речи – лепет. Он как-бы начинает настраивать свой артикуляционный аппарат по слуховому, акустическому подражанию речи. Он начинает произносить определенные звуковые сочетания (па, кА, мА, га). В этом возрасте дети начинают реагировать на свое имя, дифференцировать названные знакомые предметы.
     8 - 9 месяцы жизни. У ребенка идет бурное развитие понимания речи, в том случае, если взрослый постоянно с ним общается. Ребенок начинает устанавливать связь между предметами и словами, на них указывающими. Так, если ребенку показывать и называть предмет и при этом спрашивать «Где киса?», то он будет искать предмет глазами.
     Этапы проявления реакции на взрослого;
   · поворачивает голову, смотрит на предмет.
   · Тянется к предмету, хочет взять его, показывает предмет указательным пальцем.
   · Подает предмет взрослому по его просьбе.
 
     Следует помнить!
* чаще всего, в норме, пауза между тем моментом, когда ребенок стал показывать пальцем на предмет и моментом, когда он начал произносить слово, обозначающее предмет, составляет 5 – 8 месяцев.
9 - 11 месяцы жизни. Ребенок начинает подражать звукам речи взрослых, называть предметы и людей слогами. В этом возрасте он начинает понимать команду «Нельзя», выполнять поручения «Дай», «Принеси». При систематическом назывании ребенку окружающих явлений и предметов, к 14-15 месяцу ребенок будет понимать в речи окружающих все, что относится к его повседневной жизни. В этом возрасте велика и важна для ребенка речевая активность окружающих его взрослых, и, конечно же, матери.
12 месяц жизни. У ребенка, который имеет уже богатый опят общения со всеми членами семьи, появляется большое количество звукосочетаний, из которых в ближайший месяц будут рождаться первые слова. К концу 1 года жизни ребенок овладевает 8-12 словами; «мама, папа, дядя, дай, на, бух» и т.д.
   К концу 1 года жизни отметьте для себя следующее;
* сколько слов говорит ребенок к концу 1-го года
* какие звуки ребенок произносит отчетливо.
   Этапы нормального развития.
   2 -4 год жизни.
   1 – 1,5 года. В этот период жизни ребенок начинает успешно подражать речи взрослых. Пассивный словарь ребенка быстро растет. Он уже знает названия многих предметов, движений, действий (сядь, встань, возьми, отнеси). В этом возрасте он произносит, пусть даже и не четко, но все гласные и некоторые согласные.
   1,5 – 2 года У ребенка отмечается резкий скачок в развитии активной речи. Постепенно речь становится основным средством общения, вытесняя мимику и жесты.
   В 2 года активный словарь ребенка насчитывает 300 – 400 слов. Ребенок чисто произносит все гласные звуки, правильно выговаривает наиболее легкие согласные. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ребенок может произносить их правильно, в других неправильно. К концу 2 года жизни ребенок повторяет за взрослым слова, фразы, строит предложения уже из 3-4 слов.
    К концу 2 года отметьте для себя следующее;
* может ли ваш ребенок повторить за взрослым слова,
фразы из 2-3 слов.
* вступает ли в общение с детьми, взрослыми?
* отвечает на простые вопросы взрослых?
* какие звуки произносит отчетливо, а какие невнятно.
3 года Активный словарь стремительно возрастает и достигает 1000-1200 слов. В этом периоде жизни ребенок овладевает фразовой речью. Происходит бурное развитие морфологической системы языка. Ребенок усваивает категории числа, падежа, овладевает склонением существительных. Малыш уже свободно складывает несколько слов в одно предложение и грамматически правильно его оформляет. Пример: «Коска, ты куда пося?» (Кошка, ты куда пошла?) Ребенок настолько овладевает речью, что может объяснить свои нужды, рассказать то, что видел, легко общается со сверстниками. На 3 году жизни ребенок легко произносит мягкие свистящие. Произношение мягких звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, поскольку подвижность мышц языка и губ еще недостаточна развита.Шипящие согласные звуки в этом возрасте ребенок чаще всего может заменять мягкими.
Свистящими.
Согласные звуки (р), (л) могут отсутствовать или заменяются другими звуками.
К концу 3 года жизни отметьте для себя следующее:
* может ли ваш ребенок строить фразы из 3-4 слов и более, пытаясь при этом согласовывать слова в числе, падеже, роде.
* употребляет ли в речи, кроме существительных и глаголов, еще и прилагательные, числительные, местоимения?
* задает ли вопросы?
* может ли самостоятельно ответить на простой вопрос взрослого?
*пытается ли пересказать сказку , рассказ?
* какие звуки произносит отчетливо, какие невнятно, есть ли улучшения в произношении звуков? (в сравнении с началом 3 года жизни).
4 года Активный словарь ребенка составляет 2000 слов. Ребенок в своей речи кроме существительных и глаголов все чаще использует местоимения (мой, твой, наш, ваш), наречия (тут, там, здесь), числительные (1,2). В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы речи. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-5 слов и более. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Дети 4-х лет самостоятельно и правильно могут произносить все свистящие звуки. Шипящие звуки (ш, ж,ч,щ) вызывают затруднения, дети часто заменяют их свистящими (с, з, ц): вместо шапка – сяпка, вместо ножик – нозик, вместо ученик –уценик.
Звуки (р),(л) ребенок может заменять звуком (ль) ли (й): вместо лама-ляма, вместо рука – юкка. В некоторых труднопроизносимых словах ребенок может переставлять звуки, слоги: вместо магазин-гомазин, вместо ягоды –гояды, вместо радуга – рагуда. Все эти недостатки в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают.
К концу 4 года отметьте для себя следующее:
*может ли ваш ребенок по своей инициативе и при поддержке взрослого рассказать о том, что видел, куда ходил?
* проследите, какие предложения преобладают в речи ребенка: простые короткие или развернутые сложные.
* Произносит ли чисто свистящие звуки (с,з,ц,сь,зь), удается ли произносить шипящие (ш,ж,ч,щ)
*если произношение свистящих и шипящих затруднено, то обратите внимание на то, какими звуками ваш ребенок их заменяет.
* проверьте, может ли ребенок выделять первый звук в словах.
    Этапы нормального пути развития.
    5 – 6 год жизни.
5 лет На 5 году жизни речь ребенка становится разнообразнее, богаче, правильнее. Активный словарь достигает 3000 слов. Свои ответы дети строят из 2-х, 3-х, 4-х и более фраз. В речи преобладают сложные предложения разных видов. При пересказе дети используют прямую и косвенную речь. Самостоятельно могут составить рассказ о событиях из личного опыта, по сюжету. По сюжету картинки могут составить концовку, пересказать небольшие литературные произведения. На 5 году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков.
   К концу 5 года отметьте для себя следующее:
* может ли ребенок последовательно без пропусков рассказать о событии, в котором он принимал участие.
* может ли ваш ребенок описать свою любимую игрушку, пересказать близко к тексту с интонацией небольшой рассказ.
* какие трудности ребенок испытывает в звукопроизношении? Пропускает ли свистящие, шипящие, соноры (р,л), если нет, то какие звуковые замены допускает?
* умеет ли определить место и последовательность звуков в словах.
* умеет ли ребенок пользоваться своим голосовым аппаратом. Может ли говорить громко, тихо, шепотом в необходимых ситуациях.
6 лет.
К 6 годам устная речь детей почти не отличается от речи взрослых. К этому возрасту ребенок, как правило, имеет богатый словарный запас.
К 6-7 году ребенок успешно овладевает грамматическим строем речи, но еще могут отмечаться единичные ошибки:
* затруднения в употреблении множественного числа существительных в родительном падеже (много карандашей, деревьев, капусты - карандашов, дерев, капуст).
* затруднения в образовании притяжательных прилагательных (голова Собакина, перо воронячье, вылез из шкафа вместо из-под шкафа , и др)
* затруднения в употреблении предложно- падежных конструкций. К 6 годам почти полностью формируется произносительная сторона речи, дети уже правильно произносят все звуки родного языка. Исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, а также звуков (р)-(рь),(л)-(ль). В этом возрасте ребенок может, по необходимости изменять как громкость речи, так и ее темп, использовать в полной мере интонационные средства выразительности.
К концу 6 года отметьте для себя следующее:
* может ли ребенок пересказать небольшой рассказ, составить по плану или по образцу рассказ из личного опыта, описательный рассказ о предмете, рассказ по сюжетной картине и по серии картин.
*проверьте, может ли ваш ребенок последовательно и кратко излагать свои мысли как при выполнении заданий по просьбе взрослого, так и в повседневной обычной речи.
* проверьте, свойственны ли речи вашего ребенка грамматические ошибки. Если ошибки допускает, то выявите характер ошибок. Проверьте, имеет ли ребенок нарушения в звукопроизношении. Если имеет, отметьте для себя, какие (отсутствие звуков речи, смешение звуков либо звуки звучат изолированно чисто, а ребенок не использует их в обиходной речи).
Составитель: учитель-логопед
Copyright MyCorp © 2024
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В МБОУ ВЯЖИНСКОЙ ООШ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
  • ВАЖНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
    • Сайт Минобрнауки РФ
    • Сайт Минобрнауки Ростовской области
    • Официальный интернет-портал правовой информации
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • ЕДИНОЕ ОКНО доступа к информационным ресурсам
    • ГОСУСЛУГИ
    • ЕДИНАЯ коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Российское образование.Федеральный портал
    • Поиск
      Сайт создан в системе uCoz